Методология ( ) моделирования бизнес-процессов

Пришла пора поговорить о нотациях. Нотация — это набор знаков и правил, которые используются для графического описания, моделирования бизнес-процессов. Проще говоря, нотация определяет как мы обозначаем на схеме процессы, операции, события и т. Можно отметить 3 самые популярные нотации: Я не буду рассказывать об истории возникновения, развития и правилах использования нотаций — все это можно прочитать в Википедии. Вместо этого представляю свой взгляд на их использование, сугубо с практической точки зрения. это не одна нотация, а целое семейство. Каждая нотация имеет свои особенности и используется для описания разных элементов бизнес-системы. Рассматривать будем семейство в целом. Итак, .

Ваш -адрес н.

Краснодар Применение методологии 0 целью моделирования бизнес-процессов на предприятии Развитая организация — это система различных и не всегда взаимоувязанных бизнесов отдельных направлений деятельности, например, производство продукции лесопереработки, производство строительных конструкций, промышленное строительство и т. Практически всегда стоит задача не просто пересчитать бизнесы, а определить их взаимодействие, по возможности, оптимальным образом.

Итак, в основе структуризации бизнеса лежит понятие бизнес-процесса, и от того насколько правильно будет разработана система взаимодействия бизнес-процессов, во многом будет зависеть эффективность функционирования предприятия. На сегодняшний день существует множество методологий моделирования бизнес-процессов, в данной статье остановимся на подробном рассмотрении методологии 0.

В работе предлагается методика построения модели бизнес-процессов произвольной организации, сформулированной в терминах теории систем.

Сущность методологии функционального моделирования бизнес- процессов — методологии - методология получила столь широкое распространение благодаря тому, что ориентирована на комплексное представление структуры материальных, информационных, финансовых и управленческих потоков, отображение организационной структуры. В силу этого, - методология в большей степени нацелена на реорганизацию всей системы управления, чем другие методологии функционального моделирования, основанные на использовании диаграмм потоков данных, главная цель которых проектирование информационных процессов.

Функциональная модель бизнес-процессов состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы - главные компоненты модели, которые отображают последовательности взаимосвязанных через общие объекты функций операций, действий, работ — бизнес-процесса. Достоинство функциональной модели заключается в графической простоте, в которой используются всего два конструктивных элемента: Функциональная модель начинается с построения общего описания процесса, которое представляется в диаграмме нулевого уровня или контекстной диаграмме рис.

На этом уровне весь процесс рассматривается как один функциональный блок со всеми связанными обрабатываемыми и управляющими объектами. На этой диаграмме также отражается цель структурного анализа например, сокращение длительности выполнения процесса, или сокращение издержек, или повышение качества обслуживания и т. Диаграммы следующих уровней детализируют функции процесса каждого предыдущего уровня рис.

Используемая литература Бизнес-процесс — это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы, создаёт ценность и выдаёт результат. В международном стандарте Моделирование бизнес-процессов — это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, позволяющее определить, как компания работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте. Под методологией нотацией создания модели описания бизнес-процесса понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели.

Для каждого объекта и связей характерны ряд параметров, или атрибутов, отражающих опредёленные характеристики реального объекта номер объекта, название, описание, длительность выполнения для функций , стоимость и др. Основные типы методологий моделирования и анализа бизнес-процессов:

Для описания бизнес-процессов предлагается использовать 85 типов моделей, каждая из которых принадлежит тому или иному.

Пример бизнес-процесса в Приведенные в статье примеры бизнес-процессов упрощены в ознакомительных и учебных целях и не могут быть внедрены в действующие системы управления бизнес-процессов без дополнительной детализации. Моделирование бизнес-процессов производится в рамках этапа описания процесса управления бизнес-процессами, результатом которого является модель.

В качестве примера будет смоделирован бизнес-процесс"Управление проблемами" . Описание бизнес-процесса Бизнес-процесс управления проблемами предназначен для оперативного обнаружения проблем, устранения неполадок и принятия мер для устранения появления таких проблем в дальнейшем. Ниже приведена последовательность выполнения работ для получения результата бизнес-процесса.

Начало бизнес-процесса Информация о вновь зафиксированных проблемах поступает по двум каналам: Система мониторинга Выполнение бизнес-процесса Информационная система с функционалом"Система принятия решений" собирает информацию о вновь зафиксированных проблемах, категоризует проблему, устанавливает приоритет и сохраняет её в информационной системе обработки проблем. Администратор информационной системы обработки проблем назначает ответственного исполнителя заявки на устранение проблем Ответственный исполнитель устраняет проблему и по окончанию фиксирует результат в заявке Окончание бизнес-процесса Результатом исполнения бизнес-процесса является фиксация результата решения проблемы Пример бизнес-процесса в Бизнес-процесс смоделирован в -совместимой нотации с помощью сервиса визуального моделирования .

Чтение модели производится сверху вниз. Основным преимуществом нотации является её универсальность использования для различных целей моделирования бизнес-процессов предприятия. Например по такой модели можно составить требования не только к потоку работ бизнес-процесса, но и сформировать, например организационную структуру для выполнения таких бизнес-процессов в организации. Сервис позволяет производить импорт блок-схем бизнес-процесса напрямую из файлов визуального редактора .

Чтение модели производится слева направо. Модели бизнес-процессов в нотации легко имплементировать в существующие информационные системы управления потоком работ .

Методологии 0 и для моделирования бизнес-процессов управления персоналом

Скалецкий М. Модель, созданная средствами , позволяет четко документировать различные аспекты деятельности — действия, которые необходимо предпринять, способы их осуществления, требующиеся для этого ресурсы и др. Таким образом, формируется целостная картина деятельности предприятия — от моделей организации работы в маленьких отделах до сложных иерархических структур. Модели бизнес-процессов в масштабах всего предприятия могут оказаться очень сложными.

предоставляет средства для изучения операций и управления операциями на различных уровнях детализации. Например, иногда бывает важно сосредоточиться на определенной части бизнеса организации.

Для построения моделей бизнес-процессов и описания бизнес-процессов компания BSC использует методологии SADT, семейства.

0 как инструмент моделирования процессов Андрей Дворников При внедрении в организации процессного менеджмента ключевой задачей проектных менеджеров является описание бизнес — процессов. Не сделав корректного, подробного и в то же время легкого и понятного описания процессов в регламентирующих документах, можно сколько угодно говорить об эффективности и результативности процессного подхода в организации.

Слова так и останутся словами, даже если они очень красивые и правильные. С одной стороны, без графического представления сути какого либо действия, которое бы обеспечивает максимальное визуальное восприятие и понимание сути процесса от рядового менеджера до генерального директора и максимальную информативность о компонентах процессов механизмах участниках , ресурсах, расходных материалах, информации, документах , любое описание процесса обречено на неудачу. В такой ситуации документированные процедуры становятся более похожими на кирпич и заслуженно пылятся, после окончания проекта, на полках, так и не востребованные персоналом.

При этом времени и денег затрачено много, а результат А результат в лучшем случае равен нулю. С другой стороны, при выборе методик нотаций моделирования графического представления возникает ряд закономерных вопросов и требований. Вопрос первый и самый главный: При этом у всех есть понимание, что методика должна быть простой в эксплуатации и эффективной, ну, например, как русский танк Т Вопрос второй, логически вытекающий из первого: Среди требований, самым главным и наиболее распространенным является возможность массового применения методики - быстрое освоение и приобретение навыков моделирования и чтения моделей менеджерами организации, при относительно низкой стоимости обучения персонала.

При определении собственного выбора методик моделирования, через мои руки прошли разные программные продукты, реализующие множество нотаций:

Сравнительный анализ нотаций / и продуктов их поддерживающих ( / )

Для моделирования бизнес-процессов разработано специальное программное обеспечение, с которым работают специалисты. Моделирование может быть очень сложным и детальным, оно избыточно для большинства практических задач. Сложное моделирование бизнес-процессов мы применяем редко, по пожеланиям Клиентов. В практике мы используем простые модели бизнес-процессов в виде схемы и таблицы.

Модели бизнес-процессов в масштабах всего предприятия могут Три методологии IDEF0, DFD и IDEF3 позволяют анализировать.

Вероятно, самый старый в рунете сайт о менеджменте качества Лишенный горизонта видит недостаточно далеко и потому переоценивает близлежащее. Прежде всего, необходимо заметить следующий факт. В настоящее время умственные ресурсы, вкладываемые в свою деятельность руководителем любого ранга, по своему эффекту во многом неудовлетворительны, что по большому счету является следствием слабой"вооруженности" руководителей.

Наиболее частый выход из такого положения многие российские менеджеры видят в использовании общепринятых на Западе стандартов и концепций управления, а также реализующих эти стандарты информационные системы. С другой стороны, в области моделирования бизнес-процессов, как одного из инструментов для поддержки деятельности руководителя, наиболее популярными являются стандарты описания семейства методологий .

Но вместе с тем, что данной методологией уже вряд ли кого-то удивишь, в ее применении остаются актуальными две проблемы, проблемы именно для руководителей. Первая заключается в использовании данных стандартов и получаемых моделей для управления организацией. Первоначальное использование , как и введение понятий"бизнес-процесс","стандарт моделирования деятельности компании","методология описания" и т.

Можно даже сказать, что информационные технологии сейчас в принципе выступают мощным"локомотивом" изменений, который приводит в движение все остальные части компании. Почему именно информационные технологии? Во-первых, потому что с изменением бизнес-среды перед предприятием встают не только новые оперативные вопросы, но и появляются новые стратегические задачи развития, решение которых требует новую информацию, причем качественно новую, отражающую не только состояние, но и само строение бизнес-системы.

Во-вторых, в информационных системах отражаются самые последние технические достижения, а также опыт и знания в предметных областях менеджмента. В третьих, информационная система объединяет все подразделения компании, позволяя автоматизировать многие функции по сбору и обработке информации. Но вместе с тем, цель автоматизации основных процессов текущей операционной деятельности, которая ставится перед внедрением ИС, и предопределяет результаты аналитиков и разработчиков, сводящиеся к описанию бизнес-процессов на уровне конечных исполнителей, практически без учета деятельности руководителей.

Моделирование бизнес-процессов

Для того чтобы сузить до разумных пределов творческую свободу проектировщика, требуются метастандарты проектирования бизнес-процессов, которые можно сформулировать в виде установочных концепций. Предлагаемые в статье семантические правила моделирования акцентированы на повышении адекватности оценок эффективности системы бизнес-процессов, получаемых средствами функционально-стоимостного анализа или имитационного моделирования.

Также статья содержит предложения, которые могут пригодиться руководителям и аналитикам при создании внутренних положений предприятия, уточняющих и конкретизирующих фирменные инструкции ко многим -средствам.

Построение моделей бизнес-процессов «КАК БУДЕТ». Анализ проделанной . Принципы моделирования бизнес-процессов в методологии. IDEF0.

Мех-м вызов Имя ф-ции —глаг или глаг оборот производить деталь. Бизнес-процессы в нотации 0 представляются в форме прямоугольника, а стрелки отражают связь с другими процессами и внешней средой. Особенностью нотации является: Нотация 0 используется для создания верхнего уровня модели бизнес-процессов. Построение 0-диаграммы верхнего уровня обеспечивает наиболее общее или абстрактное описание объекта моделирования.

Она состоит из 1 блока и на ней, в отличие от др-х, указ-ся цель постр-я д-м и т-ка зрения перспектива. На нижнем уровне для описания алгоритма сценария выполнения процесса допустимо сменить стандарт 0 на нотацию Процесс или Процедура. Управление — особый вид процесса, операции, действия.

Моделирование бизнес процессов: гайд от начала до конца

Узнай, как мусор в"мозгах" мешает тебе больше зарабатывать, и что сделать, чтобы очиститься от него полностью. Кликни тут чтобы прочитать!